Статья об электросамокатах для портала «Деловой мир»

Департамент маркетинга и директор департамента собственных торговых марок ГК TFN Максим Карасев совместно подготовили и выпустили экспертную статью «Будущее электросамокатов: государственное регулирование и перспективы развития»

Оригинал статьи читайте в блоге «Деловой мир».

За последний год спрос на электросамокаты вырос в 3 раза. По данным исследования Mobile Research Group, на которое ссылаются «Ведомости», за первые 6 месяцев 2021 года в Россию было поставлено 320 000 самокатов. Это в 3 раза больше, чем за весь 2020 год ― на рынок вышли новые игроки, и существующие поставщики увеличили мощности.

При этом в отчете «Научного центра безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» отмечается, что число ДТП с электротранспортом в 2020 году выросло на 183%. Такая статистика заставила государство задуматься о контроле движения электросамокатов.

В этой статье вы узнаете, что тормозит развитие электросамокатов в России и какие перспективы ждет рынок в ближайшее время.

Проблемы, которые мешают развиваться электросамокатам в крупных городах России

Электросамокат ― это компактный транспорт, который мог бы решить проблему «последней мили».

«Последняя миля» ― это расстояние, которое надо пройти от метро или остановки общественного транспорта до дома или работы. Иногда путь из точки А в точку Б (например, от метро до работы) пешком занимает 15-30 минут. На самокате это же расстояние можно преодолеть в 2 раза быстрее.

С самокатом можно зайти в метро, принести в офис или убрать в багажник машины

Но есть несколько проблем, которые мешают пользоваться электросамокатами в России.

Слабая развитость инфраструктуры

Крупные города нашей страны относительно приспособлены для электросамокатов ― есть специальные дорожки и зоны для катания. Например, в Москве по данным Росстата протяженность автомобильных дорог в городе около 6 700 км, а велодорожек ― 900 км.

Кажется, что в развитии инфраструктуры электросамокатов преуспела Москва, но это не совсем так. Даже в Москве сейчас не хватает дорожек для того, чтобы безопасно кататься на двухколесном транспорте. Электросамокаты передвигаются совместно с пешеходами. Некоторые отчаянные самокатчики ездят по проезжей части ― отчасти это и приводит к такой неутешительной статистике происшествий.

 

Дорожки для велосипедистов и самокатчиков создают по ГОСТу.

Чаще всего зоны для катания размещают на тротуарах и просто размечают краской. Из-за того что дорожки никак физически не огорожены от пешеходов, самокатчики выезжают в пешеходные зоны и могут травмировать пешеходов.

Государственное регулирование электросамокатов в России

На сегодняшний день в законе нет такого понятия, как электросамокат. ГИБДД разделяет самокаты в зависимости от мощности мотора:

  • до 250 Вт,
  • свыше 250 Вт.

В первом случае управлять самокатом можно без прав. Суд приравнивает водителей таких маломощных самокатов к пешеходам. Во втором случае транспортное средство приравнивают к мопеду, чтобы ездить на нем уже нужны права категории М.

В 2019 году Минтранс России предложил внести поправки в ПДД для электросамокатов и моноколес.

Правительство предлагает:

  • ввести понятие «средства индивидуальной мобильности» (СИМ);
  • разрешить владельцам электросамокатов и моноколес ездить по велосипедным дорожкам, тротуарам и обочинам;
  • запретить использовать средства индивидуальной мобильности в пешеходных зонах и дать преимущество пешеходам перед водителями СИМ;
  • ограничить скорость СИМ в пешеходных зонах до 20 км/ч;
  • ввести специальные дорожные знаки, которые регулируют движение СИМ и запрещают использование.

Цены на электросамокаты

По данным Росстата за первое полугодие 2021 года покупательная способность среднедушевых денежных доходов россиян сократилась по 14 из 24 социально значимых продуктам питания по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Покупательная способность ― сколько товаров или услуг может приобрести человек на свой среднемесячный доход. Индикатор показывает, какое количество определенного продукта можно приобрести на весь доход.

Электросамокаты не входят в категорию товаров первой необходимости или социально значимых. Но такая динамика доходов говорит о том, что у людей все меньше денег ― перераспределять их становится сложнее и надо выбирать, что купить.

На фоне этого прогнозируемое повышение цен на электросамокаты из-за роста стоимости издержек производства может оказаться серьезным фактором снижения покупательского спроса.

Будущее рынка электросамокатов

Мы задали несколько вопросов директору департамента собственных торговых марок Группы компаний TFN о перспективах развития электросамокатов в России.

Компания TFN поставляет электротранспорт на рынок России под маркой Carmega.

Максим Карасёв ― директор департамента собственных торговых марок Группы компаний TFN

Что ждет рынок самокатов в ближайшее время?

Во второй половине 2021 года ввоз существенно упадет. На это есть несколько причин:

Во-первых, поставки электротранспорта и продажи конечным потребителям ― это сезонное явление. В конце сентября традиционно спрос падает, а, значит, нет необходимости ввозить товар после июля.

Во-вторых, объём ввоза электросамокатов в 2021 году не был поддержан спросом конечного потребителя. Люди замерли в ожидании решения со стороны государства.

Как настроены люди по отношению к электросамокатам?

Население разделилось на два «лагеря». Одни считают электросамокаты «будущим» мегаполисов и поддерживают развитие этого вида транспорта в той или иной форме. Другие отрицают преимущества использования электросамокатов и консервативно требуют их запретить.

Конечно же, электросамокат ―- это будущее. Он удобен в городской черте: можно быстро добраться до метро или электрички, а не толкаться в автобусе.

На нем можно ездить в городских парках, музейных комплексах, туристам в путешествиях по России. Здорово же взять электросамокат напрокат и прокатится, например, по улочкам Питера или заглянуть в такие места, куда пешком вряд ли дойдешь.

А что говорит государство?

Государство пока не решило, что делать дальше с электросамокатами ― разрешать или запрещать. И эта тишина приводит к ряду вопросов у потребителей и небольших компаний по прокату. «Можно ли вообще покупать электросамокаты? Не получится ли так, что завтра для поездки на электросамокате будут нужны права? Не запретят ли электросамокаты вообще?»

Под полный запрет электросамокаты точно не попадут, это очевидно. Они нужны городам, как минимум, ради имиджа.

Как изменится инфраструктура с увеличением популярности электросамокатов?

Сложно сказать, потому что все упирается в деньги. Для электросамокатов надо создавать специальную безопасную инфраструктуру ― это не только дорожки:

  • станции подзарядки,
  • парковки для кикшеринговых самокатов,
  • точки замены аккумуляторов,
  • пункты сбора и утилизации батарей и т.д.

А где все это организовывать, когда каждый метр земли в городе обычно зарегламентирован и кому-то принадлежит? Ответа на этот вопрос у мэров городов пока нет.

Практика создания дорожек тоже вызывает сомнения ― пока все сводится к тому, что на тротуары наносят разметку краской. Можно по пальцам пересчитать улицы с выделенными зонами для велосипедов, и все они в центре города. В центре живет не так много людей как в спальных районах, поэтому логичнее делать такие дорожки с окраины города в центр.

Почему число происшествий с электросамокатами растет?

В России у проблемы дорог две стороны ― инфраструктура и водители. Например, на свободной дороге водители машин могут спокойно занимать левый ряд, который предназначен для обгона, или сидеть в телефоне за рулем. Не соблюдать правила движения ― это в порядке дела.

Этот же подход используют велосипедисты и самокатчики у нас. Поэтому важно не только создавать инфраструктуру для двухколесного транспорта, но и прививать культуру вождения. Например, в Германии если велосипедист столкнется с пешеходом, который идет по велодорожке, и пострадает, виноват будет пешеход.

Физически отделить дорожки для движения велосипедов и электросамокатов не везде возможно, поэтому нужно элементарно соблюдать правила ― не наступай на велодорожку, не выезжай на пешеходную.

Как можно изменить ситуацию с культурой вождения в России?

Я считаю, что государству не нужно запрещать самокаты или наказывать самокатчиков. Важно не раздражать людей и не создавать лишние регламенты, которые существуют только на бумаге.

Водителей нужно учить и проверять, что усвоено. Если водители не могут усвоить какие-то правила, то правительство должно скорректировать свои усилия. Людям надо методично и терпеливо напоминать, пока мы не достигнем достаточного уровня культуры, чтобы происшествия на дорогах ушли в прошлое.

Что вы думаете о предложенных поправках в ПДД?

Новая редакция ПДД еще не принята официально, но сотрудники ГИБДД уже устраивают «палочные» облавы на пользователей электросамокатов ― отлавливают нарушителей и выписывают штрафы. Так что такие карательные меры мне кажутся преждевременными. Регулировать движение электротранспорта необходимо, но начинать стоит с культуры вождения в целом.

Как распространение кикшеринга повлияет на развитие электросамокатов в России?

Мы не хотим глубоко затрагивать тему поминутного проката электросамокатов. В двух словах ― сейчас это полнейший хаос. Развитие в этом направлении идет быстро. Мы ожидаем в ближайшие пару лет появление станций по замене аккумуляторов, защищенных мест хранения. Конкуренция в этой сфере будет только расти. Это позитивно скажется на распространенности арендных самокатов и стоимости использования. Компании по прокату будут способствовать ускорению принятия законов и создания инфраструктуры.

Почему цены в 2021 году остались на уровне 2020 года, хотя многие товары уже подорожали?

Модельный ряд самокатов формируется в октябре/ноябре предыдущего года. Соответственно цены отстают как бы на полгода-год. Подорожание комплектующих и материалов скажется на цене только в 2022 году.

В 2021 году стоимости литиево-ионных аккумуляторов и чипов для контроллеров скорости выросли на 20-25%. Логистические издержки увеличились в 3 раза ― с 3 000-4 000 $ до 14 000-15 000 $ за 1 контейнер.

По нашим прогнозам если в 2021 году модель самоката стоила 30 000 ₽, то в 2022 цена аналогичного гаджета будет на 25-30% больше ― не ниже 39 990 ₽.

Если вы откладывали покупку электросамоката или только начали задумываться о его приобретении, самое время решиться. В рознице еще остался выбор. Но скоро продавцы начнут чистить склады, чтобы освободить место под сезонные товары ― впереди Новый Год.

Где купить электротранспорт Carmega: